Как известно, регулярными упражнениями можно достичь больших результатов. Четыре месяца назад я поставила перед собой задачу сделать свой голос энергичным и эмоциональным. Красивый образ меня, выступающей перед аудиторией ярко, красочно, эмоционально и уверенно, очень вдохновлял меня.
Я занималась поэтапно разными аспектами голоса, что позволяло мне видеть промежуточные результаты своей работы. Думаю, мой опыт будет полезен тем студентам, кто только приступает к работе со своим голосом.
Последовательность этапов имеет определенную логику: в первую очередь я тренировала те аспекты голоса, которые сильнее всего режут глаз зрителям (мои замечательные коллеги и учителя давали много обратной связи). При этом ваша последовательность этапов может быть иной – с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей.
Итак, опишу из чего состояли мои тренировки (на каждый этап уходило от 1 до 4-х недель при тренировках 5-7 раз в неделю).
1. Артикуляционная гимнастика для всех мышц лица.
2. Упражнения для расслабления челюсти – в дополнение к гимнастике читала тексты с зевотой, с зажатым во рту карандашом, с широким открыванием рта. (Кстати, мне понравилось тренироваться на текстах, которые надо запомнить, например Декларация принятия реальности).
3. Энергетика голоса – упражнение «Маяковский» по Д. Устинову. Я тренировала энергетику на стихотворениях Маяковского и Твардовского, а также просто записывая видеоотчеты по Дистанции. Выглядело это странновато: излишняя громкость, излишняя пафосность, для реально жизни непригодно. При этом после этого упражнения я перестала получать обратную связь о низкой энергетике, коллеги начали обращать внимание на другие аспекты.
4. Паузы, изменения высоты звука, скорость речи – копировала как читает стихотворение Твардовского Маргарита Терехова. Поначалу у меня это звучало неестественно, но постепенно я находила тот ритм, в котором смысл стихотворения хорошо ложится на дыхание. Это упражнение помогло мне справиться с монотонностью и однообразностью речи.
5. Интонационный рисунок – брала разные стихи разных авторов, вдумывалась в каждую строчку (Что хотел сказать автор? Что я хочу передать этими словами?), вызывала в себе соответствующее состояние с помощью воображаемой картинки. Я многократно записывала себя на видео и просматривала, чтобы сразу корректировать интонации. Замечу, что интонации давались мне легче, когда я смотрела на чью-то фотографию (близкой подруги, себя в детстве), рассказывая стихотворение живому человеку, а не камере.
6. Естественность – когда предыдущие аспекты уже немного вошли в привычку и не требуют такого пристального внимания, важно обратить внимание на естественную подачу материала. Т.е. все то же самое, но говорить проще, говорить конкретным, живым, знакомым людям. Пример НИКа показывает, что чтение стихов может очень гармонично вплетаться в канву беседы.
7. Позитивные интонации – во многих стихах (особенно из подборки на сайте nkozlov.ru) можно и нужно сделать акцент на солнечность, энергетику, уверенность. Негативные интонации даются проще, их мы учим с самого детства, а над позитивными стоит потренироваться отдельно. Даже грустные, негативные стихи в рамках тренировки можно читать позитивно!
8. Удовольствие от выступления – смаковать слова, смаковать паузы, наслаждаться громкостью и тишиной, яростью и нежностью, каждым звуком. Для многих людей, чье внимание направлено внутрь, на свои переживания, этот этап обязателен. Один раз поймав это ощущение удовольствия, вам захочется испытать его снова и снова. Все предыдущие навыки, отточенные многократными повторениями, запустятся автоматически, а вы – просто наслаждаетесь процессом.
9. Жесты – широкие, сильные, открытые жесты помогают передать интонации речи (слабые жесты будут мешать, смазывать даже сильный уверенный голос). Возможно у вас, как и у меня, в процессе работы над стихами количество жестов само собой увеличится во много раз. В какой-то момент стоит обратить на них особое внимание: исключить жесты слабости и наработать жесты силы. Широкие жесты, округлые, энергичные, порой резкие, ладони вниз, управляем аудиторией каждым пальцем – это жесты силы. Беспомощные ручки ладонями вверх – чаще всего жест слабости. Известный жест «от сердца к сердцу» может быть очень полезным, если сделан энергично. А при слабой подаче этот же жест покажет неуверенность оратора.
10. Реальная жизнь – использовать все наработки не только при чтении стихов, но и в реальной жизни. Мне было важно обратить внимание на свои интонации в общении с близкими людьми (включать интонации под задачу), а также с коллегами (позитив, энергетика, эмоциональность не только в улыбке, но и в голосе).
Успехов, друзья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий