Заработок

Заработок
Идеальный заработок сидя дома!

9 апр. 2012 г.

Полезные телевизоры, не так ли?

Сегодня телевизор столь привычен в каждом доме, что без него и жизнь помыслить нельзя. Приходишь с работы, из школы - сразу к нему. Заветную кнопочку нажал, чтобы оживился, и вот перед нами новости, кино, мультик... А как сядешь у экрана, так и не оторваться. Сидишь часа 2 - 3, пока фильм не закончится или кто-нибудь очень настойчиво не позовет ужинать. Да сейчас и за ужином многие смотрят передачи на кухне. Красота!
     Однако такой ли уж телевизор нам друг? Давайте посмотрим и порассуждаем, используя результаты исследований, проводимых в рамках сравнительно недавно появившейся науки - экологии телевидения. Эта наука исследует влияние голубого экрана на человека, ищет пути и способы их мирного сосуществования.


     Многое можно узнать, просматривая телепередачи. И книг вроде бы читать не надо, и радио слушать. Но вот беда: когда мы читаем, то волей-неволей работает наша фантазия, работают все отделы головного мозга, развивается воображение, способность логически мыслить, да и мыслить вообще. Ведь заинтересовавшее нас место в книге легко перечитать несколько раз, обдумать, вернуться в нему, если потребуется. При просмотре же передач ТВ все это сделать в процессе их созерцания невозможно, если только не записать на видеомагнитофон. А при "живом смотрении" все происходит на экране быстро. Глаз и мозг не успевают переработать всю информацию, которая содержится в картинке. В результате большая часть ее поступает сразу в подсознание, минуя стадию осмысления. Так ли это безобидно? Все зависит от содержания. Часто информация состоит из описания того, чего хотел бы человек достичь, но не может добиться в реальной жизни. Уйдя в подсознание без осмысления, оценки, анализа, такая информация становится "бомбой замедленного действия". В какой-то непредсказуемый момент она может взорваться неадекватным поведением, непонятной яростью и агрессивностью, вызвать депрессию...
     Эта же информация способна породить и опасные, часто труднопреодолимые желания - курить, пить алкогольные напитки, даже содействовать приобщению к наркотикам.
     Таково коварство телевизионных передач. Поэтому увлечение боевиками, триллерами, фильмами ужасов не безобидно и может повлечь за собой последствия, о которых человек потом будет жалеть всю жизнь.
     Что, к примеру, приносит нам любовь к музыкальным клипам? Если в них хорошая музыка и они сделаны талантливо с учетом психофизиологического воздействия на людей - это только наслаждение, радость, а значит, здоровье. Но, к сожалению, нам часто демонстрируют массу таких, которые, кроме вреда, ничего принести не могут. И дело не в музыкальных пристрастиях автора статьи. Есть объективные законы, которые позволяют все оценить с точки зрения влияния на здоровье человека, особенно молодого.
     Ведь что такое клип? Это частая смена монтажных кадров, яркостные и цветовые мелькания, неестественные для здорового человека движения, ударные музыкальные ритмы, виртуальные элементы, тексты...
     Рассмотрим вкратце некоторые из этих факторов.
     Под монтажным кадром будем понимать часть фильма или передачи, сделанные без смены ракурса, плана съемки, без добавления новых персонажей или новых спецэффектов. Для того чтобы человек успел осмотреть и осмыслить предъявленную картину, необходимо определенное время. В среднем 5 - 7 с, в зависимости от типа реального изображения. Цифра эта получена давно, и ею руководствуются все профессионалы, снимающие кино- или телекамерой. Иногда, конечно, бывают монтажные кадры и меньшей продолжительности. Но их в фильме мало, и они, как правило, играют второстепенную роль. А потому зритель успевает сосредоточиться на содержании фильма, "вжиться" в предъявленный ему мир, не ощущая дискомфорта.
     Создатели клипов и, к сожалению, многих других передач и фильмов на ТВ в угоду псевдооригинальности, эффектности, моде часто прибегают к монтажным кадрам длительностью даже менее 1 с. К чему это приводит?
     Во-первых, зритель не успевает осмотреть весь кадр, и информация просто пропадает незамеченной.
     Во-вторых, он не успевает осмыслить увиденное, и большая доля информации кадра попадает прямо в подсознание. А как мы уже поведали выше, это может со временем вызвать различные негативные явления. Наши исследования, проведенные с помощью психоанализа, подтвердили это.
     Перейдем к рассмотрению следующего фактора. Хорошо известно, что работу организма человека сопровождают самые разные колебательные процессы. Это и сокращения мышц, и электрические колебания, сопровождающие работу сердца, мозга, фиксируемые с помощью кардиографии и энцефалографии, и магнитные колебания, сопровождающие ток крови...
     Мелькающие на экране яркие цветовые пятна - это тоже колебательные процессы. И они порождают различного рода отзвуки в организме. Может наступить такой момент, когда эти, порожденные наблюдением колебания совпадут по частоте и фазе (или окажутся очень близки) с природными, естественными, существующими в организме. Наступает резонанс. А это весьма опасное явление. Вспомните школьный пример про полк солдат, шедших в ногу по мосту... Подобные мосту разрушения могут наступить и в организме человека. Нарушится работа сердца, мозга или других органов. А при постоянном воздействии может развиться болезнь того или иного органа. Кстати, то же самое происходит, когда мы слушаем громкую музыку с ритмичным грохотом ударных.
     Как известно, музыка воздействует на организм на клеточном и мембранном уровне. Она способна лечить, но может и калечить. Лечит мелодичная музыка, средний уровень громкости которой не превышает 50 - 60 дБ. Сделайте вывод сами.
     Третий фактор не менее коварен. Показ неестественных движений человека, животных или просто кукол - это все тот же показ колебательных процессов, которые в жизни, в природе этим телам не присущи. Порой они характерны для людей, больных тяжелыми нервно-психическими болезнями. Само по себе странно в качестве художественных приемов использовать такие симптомы. Постоянный и назойливый показ неестественных движений приводит к тому, что мы начинаем воспринимать их за нормальные и безотчетно повторять. Возникают предпосылки к действительному заболеванию. Причем болезнь может появиться через много времени, даже через годы. И врачи будут недоуменно искать ее причину. Им невдомек, что виновато чрезмерное увлечение пациента клипами.
     А сейчас мы рассмотрим наиболее современный, если так можно выразиться, фактор - использование на ТВ виртуальных элементов изображения. Термин "виртуальная реальность" весьма широк. Мы будем под ним понимать изображение, полученное искусственным электронным путем с помощью специальных генераторов сигналов, в том числе компьютеров. То есть для получения виртуального изображения вовсе не требуется изображение настоящее.
     Чем же плоха "виртуальная реальность"? Сама по себе - ничем. Все зависит от того, что в ней показано, какое имеет качество и сходство с реальностью.
     Зрительный анализатор человека устроен таким образом, что оптические сигналы наблюдаемого глазом преобразуются в электрические, которые поступают в зрительные отделы мозга. При этом по пути они претерпевают обработку. Распознавание изображения происходит путем сравнения полученных сигналов с сигналами эталонных изображений, хранящихся в памяти. Они как бы составляют алфавит изображений, который формируется и пополняется в течение всей жизни человека. Причем не все эталонные изображения имеют "равные права". Те из них, которые поступили в "библиотеку" при сильных эмоциональных переживаниях, имеют приоритет при вызове. Близкие изображения алфавита могут как бы подавлять друг друга: если на вход поступило некое изображение, а в "библиотеке" уже имеется очень похожее, то вызываться для сравнения будет то, которое имеет более яркую эмоциональную окраску. Другими словами, каждому изображению в алфавите можно приписать весовой коэффициент, пропорциональный степени эмоциональной настроенности человека в момент его восприятия. Например, это могут быть более насыщенные цвета или сильные эмоциональные переживания, которыми восприятие сопровождалось.
     Виртуальные изображения также попадают в алфавит. Но имея часто более насыщенные цвета, чем реальные, большую эмоциональную окраску, они и замещают реальные. И мир вокруг начинает казаться не столь интересным, серым, скучным, унылым. Отсюда и возникает неумеренная тяга к компьютерным играм и пренебрежительное, равнодушное и даже агрессивное отношение к реальному миру. Могут проявиться депрессивные состояния, которые, как правило, приводят и к физическим, и к психическим заболеваниям.
     "Виртуальные реальности" часто содержат изображения не существующих на Земле предметов и животных - всяческих монстров, чудовищ. Наблюдения их вызывают ситуацию неопределенности, мозг не может сразу адекватно отреагировать. И тем самым провоцирует агрессивную реакцию.
     Такую же агрессивную видеосреду несут изображения, имеющие ограниченный спектр пространственных частот. Что это значит и почему эта среда агрессивна?
     Всякую картинку можно синтезировать, складывая горизонтальные и вертикальные изображения синусоид или, попросту говоря, изображение решеток различной частоты. При этом в пространстве они сдвинуты относительно друг друга, между ними изменены фазовые соотношения. Эти синусоиды (решетки) и составляют пространственный спектр картины (рис. 1).
     Почему порой такие изображения создают агрессивную видеосреду? Рассмотрим работу глаза. Реализуя свои функции, он совершает несколько различных видов движений, причем одновременно (рис. 2).
Рис. 1.
Пространственные спектры:
а, б, в - примеры пространственных частот; г - пространственный спектр некоторого изображения.

  Рис. 1
 
Рис. 2   Рис. 2.
Виды движений глаза:
а. б, в - саккады и тремор; 1, 2, 3, 4 - точки фиксации глаза.

     Это саккады, или мгновенные переносы точек фиксации взгляда; тремор - высокочастотные колебания; дрейф - плавное смещение и управляемый сознательно поворот глазного яблока.
     Каждое из этих движений глазу необходимо, чтобы видеть. Неподвижный относительно рассматриваемого изображения глаз слеп.
     Наиболее интересными для нас являются саккады.
     При рассматривании изображения глаз на короткое время фиксируется на какой-либо точке. В этот момент происходит распознавание того, что попадает в поле зрения. Поле зрения глаза (рис. 3) неоднородно. В центре разрешающая способность значительно выше, чем на периферии. Кстати, в поле зрения есть и вовсе "слепой" участок, который ничего не видит. Он соответствует месту, где выходит пучок нервных волокон, по которым от сетчатки идут электрические импульсы информации. В момент фиксации взгляда периферическая зона отвечает за выбор следующей точки. Сама саккада происходит очень быстро, значительно быстрее, нежели фиксация. Точками ее являются следующие элементы изображения: яркие точки, углы, цветовые пятна, движущиеся точки, мерцающие пятна и т.д. Когда на изображении мало точек или их совсем нет (гладкая ровная поверхность), то глаз быстро устает. Он никак не может зацепиться за что-либо. Оттого нам скучно разглядывать гладкие, ровные поверхности.
Рис. 3   Рис. 3.
Строение поля зрения глаза:
1 - периферическая зона; 2 - слепое пятно; 3 - зона отличного зрения (высокого разрешения); 4 - периферическая зона.

     Когда, наоборот, точек фиксации много, но они все однородны, то зрительный анализатор, а это часть мозга, устает от процесса различения точек, затруднен и выбор общей траектории осмотра. Глаз повторяет осмотр одних и тех же участков изображения и, не получая информации, устает от нервного напряжения. Может возникнуть раздражение, агрессивное настроение. А частое рассматривание таких изображений может перевести негативные состояния в область подсознания и закрепиться.
     Зрение как один из элементов мыслительной деятельности мозга тесно связано с другими. Поэтому и рассматривать зрительный процесс надо во взаимосвязи с процессами памяти, фантазии, психическими процессами деятельности мозга.
     Рассмотрим с этой позиции процесс восприятия изображения (см. рис. 4 а). То, что на рисунке, содержит много прямых линий, углов, резких перепадов яркости и весьма регулярно в пространстве. При рассматривании возникают непроизвольные, подсознательные ассоциации с изображениями опасных предметов. К примеру, перепад яркостей характерен при резком выходе со света в темноту и наоборот. Каждый такой переход требует от человека особой осторожности. Прямые линии характерны для изображений оружия, ступенек, обрывов. Все это также свойственно для опасных, требующих особого внимания ситуаций.
Рис. 4
 
Рис. 4.
Примеры агрессивных изображений.
     Множество однородных точек (рис. 4 б) характерно для определенных проекций острых предметов, орудий, например, слесарного труда. При наблюдении таких изображений человек также проявляет осторожность.
     Вот почему даже фон на другом изображении (рис. 4 в) невольно, подсознательно настораживает человека, вызывает состояния напряженности, агрессивности.
     Еще одна разновидность агрессивных изображений - комбинирование, состоящее из, например, диктора и фона, представляющего собой мелькающие пятна или бегущие линии, облака и т.п. У зрителя естественное стремление сосредоточиться на фигуре диктора. Но это в необходимой мере все равно не удается. Возникает подсознательное раздражение, поскольку не решается задача. Агрессия, которая, возможно, возникает при этом, не имеет конкретного противника, конкретного направления. И поэтому способна "вылиться" на кого угодно и на что угодно. А момент ее разрядки может наступить даже через некоторое время. Агрессивность усиливается еще и из-за того, что зрительный анализатор никак не может ограничить себя точками фиксации взгляда на изображении диктора, так как подсознательно механизм выбора точек направляет взгляд на движущиеся предметы в периферии поля зрения.
     Агрессия тесно связана с насилием. И оно бывает разным - положительным и отрицательным. Когда ученика заставляют выучить таблицу умножения или правила поведения в обществе - это положительное насилие, если, конечно, не сопровождается физическим или мучительным психологическим воздействием. Самое отвратительное в жизни человеческой - насилие отрицательное. Такое насилие нарушает законы, традиции, обычаи, установившиеся правила жизни общества, нарушает права человека. Такое насилие часто сопровождается физическим воздействием, болью и кровью, физическими и моральными страданиями. И носители его должны быть изолированы от нормального общества. Насильник, в каком бы возрасте он ни был, не должен находиться среди нормальных людей.
     Между тем отрицательное насилие захлестнуло экраны телевизоров и кинотеатров. Оно присутствует в детективных фильмах, в триллерах, фильмах ужасов, зачастую даже в комедиях и мультфильмах. К примеру, знаменитый мультсериал "Том и Джерри" построен на насилии, которое преподносится как нечто забавное, смешное. Наши наблюдения показали, что маленькие дети, насмотревшись этих мультиков, начинают проделывать показанное в фильме над живыми кошками и собаками. Совершенно не понимая при этом, почему животные визжат, пищат, вырываются, не сознавая даже, что им просто больно. Так в души этих детей западает зерно садизма, а в подсознании закрепляется удовольствие от просмотренного фильма и само насилие. Эти-то зерна дают со временем весьма горькие плоды!
     Но насилие на экране не обходит своим влиянием и взрослых. При просмотре передач с показом жестокостей в организм человека выбрасывается большая доза адреналина, человек возбуждается, напрягаются мышцы, растет психическое напряжение. Это приводит к привыканию к большой психологической напряженности, обыденная жизнь начинает казаться неинтересной, пресной, что толкает человека на искусственное повышение напряженности жизни, на создание конфликтных ситуаций, на употребление специальных средств для поднятия тонуса. А у людей, склонных к гипертонии, это может развиться еще быстрее, чем могло бы. Известно, что организм человека при стрессе вырабатывает наркотикоподобные вещества, которые как бы уменьшают его вредное воздействие, купируя, затормаживая его. Это один из защитных механизмов организма. Однако, когда количество стрессов становится велико, организм начинает привыкать к наличию в организме наркотиков. Человек становится потенциальным наркоманом. И тот, кто смотрит фильмы ужасов регулярно, привыкает к наркотикам настоящим.
     Реклама, которая заполнила экраны наших телевизоров, также несет насилие. Во-первых, она демонстрирует свой товар насильственным путем. Человек смотрит фильм, увлечен событиями на экране, психологически углублен в эти события, устремлен в действии вперед - и вдруг... реклама. А стало быть, перерыв в логическом развитии событий на экране и, что еще хуже, резкая остановка их психологического восприятия. Что уж тут говорить о целостности восприятия художественного произведения! Но мало того, сама реклама всеми возможными способами пытается заставить (насильно!), используя различные психологические приемы, элементы гипноза - с помощью мелькания цветовых и яркостных пятен, ключевых слов, интонаций, - приобрести предлагаемый ею товар. Информация о необходимости его купить сразу попадает в подсознание, минуя стадию осмысления. Для этого применяются различные приемы для отвлечения: игровые ситуации, элементы эротики, мини-пьесы... Попав же в подсознание, такая информация заставляет человека помимо его воли стремиться реализовать то, к чему его призывали. Это тоже насилие. И далеко не безвредное. Попадая под ее влияние, человек постепенно теряет способность критического восприятия.
     Кроме того, телевизионная реклама возбуждает в человеке желание жить так, как живут ее рекламные герои. Реализовать это чаще всего оказывается невозможным. И в дальнейшем трансформируется в неадекватное поведение, агрессивность, депрессию. И видимо, показ того, что может вызвать желания у людей, должен быть обязательно сбалансирован советом, как добиться реализации законным путем. Тогда это может стать полезным. Между тем, что мы чаще всего видим? Путь к достижению желанного в выигрыше в лотереях, женитьбе или замужестве на богатых, воровстве, мошенничестве. Столь легкие пути, попадая в подсознание без осмысления, часто становятся почти непреодолимым руководством к действию.
     Это все психологические воздействия. А ведь телевизор обладает еще и физической агрессией. Работающий телевизор создает вокруг себя различные физические поля. Это и электромагнитное поле от видимого до радиодиапазонов, радиационное, звуковое...
     Все они воздействуют на органы чувств, на кожный покров, на внутренние органы человека. Уровень их, как правило, лежит в рамках санитарных норм. Однако даже сверхмалые дозы не столь безобидны, что связано с кумулятивными (накопительными) эффектами и законами малых и сверхмалых воздействий. Поэтому телевизор надо смотреть, находясь на оптимальном расстоянии, и ограничивать себя от этих воздействий во времени.
     Экспериментальное изучение влияния телевизора на наше здоровье весьма затруднено. Ведь у человека есть много защитных механизмов, которые не допускают резких изменений в его организме. Последствия наступают медленно, накапливаются. И могут проявиться через несколько месяцев или лет, так что уже трудно установить связь конкретного заболевания с фактором, его вызвавшим.
     Да и сам исследователь подвергается, как правило, воздействию телевизора, и ему трудно заметить в других отклонения от нормы.
     Применять же более интенсивные меры нельзя. Ведь необходимо обеспечить безопасность испытуемого.
     Но, несмотря ни на какие сложности, наука экология телевидения развивается и добывает по крупицам все новые знания о воздействии этого чуда техники на нас с вами.
     Вы скажете, картина складывается ужасная. Так не собрать ли все телевизоры да сжечь, как говаривал известный грибоедовский персонаж о книгах?
     Нет, мы не призываем их выбрасывать. Мы только советуем прежде, чем сесть у экрана, подумать, что вы хотите посмотреть, зачем, и оценить, как это повлияет на ваше здоровье, которое, увы, ни за какие деньги не купишь.
     А телевизор может быть и другом. Даже яд в малых дозах и правильно употребляемый становится лекарством.
     Например, можно с помощью цветного экрана, соответствующей музыки и изображения лечить человека. Известно, что еще в Древнем Египте знали о воздействии цвета, а в Древней Греции - о волшебной силе красивой музыки и пения.
     Телевизор может принести много знаний, эстетических наслаждений, многому научить. И было бы хорошо его из врага скорее обратить в настоящего друга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий